Трасса фуникулера на горе Флейен в Бергене, Норвегия с видом на город и море
Гора Флейен рядом с норвежским Бергеном – завораживающее место отдыха для туристов. Она самая высокая из семи гор, которые окружают город. Абсолютная высота – 425 м. С ее вершины видно морской порт и можно наблюдать за круизными лайнерами. Поэтому не удивительно, что весь основной поток туристов стремится попасть именно на Флейен – полюбоваться красотами сверху.
Самый комфортный путь наверх – это фуникулер, рельсовая дорога с канатной тягой для перевозки людей и грузов по крутой трассе вверх. Система фуникулера подбирает туристов в центре Бергена. Время пути на вершину составляет 1 – 2 часа.
Верхняя станция канатной дороги находится на высоте 320 м над уровнем моря. Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет 302 метра.
Исторически фуникулер был официально открыт 15 января 1918 года.
Идея транспортного средства во Флёйен была выдвинута еще в 1895 году Джоном Лундом, членом Стортинга и Бергена.
Работы по строительству Флёйбанена начались осенью 1914 года. Железная дорога была готова к эксплуатации в январе 1918 года.
В 2022 – 2023 годах выполнялись работы по замене ходовой части фуникулера. Сотрудники нашей инженерной компании «Гефест» выполняли пусконаладочные работы оборудования.
На каждой канатке регулярно производят регламентные работы – обычно, в летнее время, иногда, перед зимним наплывом туристов.
Интенсивность работы фуникулера с утра и до позднего вечера. Неудивительно, что он нуждается в регулярном техническом обслуживании и периодических пуско-наладочных работах. Особенно это важно после замены изношенного оборудования.
Летом 2023 года мы – «ИК «Гефест» получили генеральный подряд на проведение пусконаладочных работ по обслуживанию фуникулера «Simens» на горе Флейен. Генподряд взяли в управлении загранучреждений норвежского центра Россотрудничества.
Необходимость в пусконаладке возникла после того как швейцарская компания Doppelmayr Tramways Ltd поставила ходовую часть для сегодняшнего Флёйбанена. Почти одновременно с заменой ходовой части швейцарская компания CWA предоставила новые вагоны. Нашу компанию, для наладки нового оборудования, выбрали потому, что мы уже имели дело с подобными устройствами на горнолыжных российских курортах.
Для большей ясности наших действий расскажем о том, что делали и о том, что входит в пусконаладку фуникулера.
Распределительный пункт 380 V на трассе фуникулера на горе Флейен, Норвегия
Все было как обычно. Рабочий процесс тестирования фуникулера включает стандартный перечень пусконаладочных работ по обслуживанию подъёмно-транспортного оборудования.
Объем работ зависит от характеристик и сложности проверяемого оборудования, в соответствии с требованиями технических условий, правил госнадзора, техники безопасности, охраны труда и других нормативов. Проверяются и тестируются все сооружения и системы: несущие опоры, тросы, тормоза, приводные механизмы и пространство под тросом.
В комплекс работ в первую очередь входит подготовка. Без подготовительных действий невозможно гарантировать полноту и безошибочность всего процесса. Следующий этап: сама наладка. Затем – комплексное опробование всего оборудования.
Заключительный этап – составление протокола и технического отчета.
В общий состав работ входит: ревизия, ремонт и устранение дефектов на уже установленном оборудовании и наладка нового оборудования.
Подготовка – это прежде всего осмотр трассы и проверка существующей документации, то есть, в состав подготовки входит:
Канатная дорога. в нашем случае, фуникулер – объект повышенной опасности постоянно находится под бдительным контролем со стороны персонала.
Во время рабочего дня контроль за работой осуществляет электроника, где за показаниями датчиков наблюдают машинисты с помощью пульта управления, на экран которого выводится индикация процессов.
Кроме электронного контроля, ежемесячно производится визуальный осмотр состояния опор и прочих объектов.
При соблюдения сроков проведения профилактики аварийные ситуации сводятся к минимуму.
Наладка и пуск оборудования включает:
На основе результатов по проверке работоспособности оборудования и устройств переходим к опробованию.
Порядок проверки фуникулера в действии происходит поэтапно, начиная с холостого опробования без грузов.
Комплексное опробование включает:
Составление протокола по испытаниям и комплексному опробованию, согласование проведенных работ по испытанию и комплексному опробованию отдельных сооружений и канатной дороги в целом с заказчиком.
Флёйбанен — экологически чистая транспортная компания, поскольку трасса работает на электричестве и не загрязняет окружающую среду.
Машины приводятся в действие двигателем переменного тока мощностью 355 кВт, который приводится в действие с кареток посредством сигналов индуктивного кабеля. Однако, на случай отключения электроэнергии, канатная дорога оснащена дизельным генератором. Поэтому в состав проверочных и пусконаладочных работ входит обязательное тестирование электродвигателя с пусковой аппаратурой и проверка дизель-генераторная, что мы успешно проделали.
После окончания пуско-наладочных работ составляем протокол по результатам проверок и подробный технический отчет. В отчете в обязательном порядке указываем на технические рекомендации разработанные согласно правил по эксплуатации канатной дороги.
Пусть это звучит пафосно. Но все работы мы проводили согласно своему опыту и руководствуясь в первую очередь российскими нормативными документами. Когда заказчик нас приглашал, он сделал особый упор на этот вопрос, сказав, что особенно доверяет нашему опыту и нашим нормам и правилам, написанным кровью.
Вообще зарубежные фуникулеры соответствуют требованиям российских Правил, а если и имеют различия, то все равно качество материалов подтверждено сертификатами поставщиков. Кроме того. норвежский опыт обслуживания фуникулеров с уважением принят во всем мире.
Безопасность всегда была в центре внимания. Ежегодная проверка Норвежского управления канатных дорог включает испытания тормозов, проверку тросов и общие проверки.
Проверки и пуско-наладка осуществляется как собственными сотрудниками пути, так и приглашенными. Все делается в соответствии с регламентом и внутренним контролем. В настоящий момент, приглашенной независмой организацией выступила наша инженерная компания «Гефест».
На канатной дороге ни разу не было серьезных аварий. Очень обширная тормозная система, работающая как автоматически, так и вручную, гарантирует немедленную остановку вагонов в случае каких-либо нарушений.
Конечно, к транспортным средствам такого типа предъявляются чрезвычайные требования к безопасности, и фуникулер можно с уверенностью назвать одним из самых безопасных доступных транспортных средств.